Указом Президента России от 13 мая 2017 года № 208 утверждена
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030
года».
Стратегия является документом стратегического планирования,
разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов
Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31
декабря 2015 г .
№ 683.
Стратегия направлена на обеспечение противодействия
вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в
ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой
сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
"экономическая безопасность" - состояние
защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором
обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического
пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов
Российской Федерации;
"экономический суверенитет Российской
Федерации" – объективно существующая независимость государства в
проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных
обязательств;
"национальные интересы" Российской Федерации
в экономической сфере - объективно значимые экономические потребности страны,
удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных
приоритетов Российской Федерации;
"угроза экономической безопасности" -
совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность
нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической
сфере;
"вызовы экономической безопасности" -
совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к
возникновению угрозы экономической безопасности;
"риск в области экономической безопасности"
- возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в
экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;
"обеспечение экономической безопасности" -
реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и
Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами
гражданского общества комплекса политических, организационных,
социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на
противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту
национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.
На современном этапе мирового развития отчетливо
проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом
процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической
нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением
глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в
пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.
Происходят существенные изменения в области международного права,
военно-политической и экономической областях.
На международные экономические отношения все большее
влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической
безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и
угроз военно-политического характера, а также использования экономических
методов для достижения политических целей.
На состояние экономической безопасности существенное
влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата,
способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию
за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и
Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
В условиях усиления существующих и появления новых
вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет
достаточно высокий уровень экономического суверенитета и
социально-экономической стабильности.
К основным вызовам и угрозам экономической
безопасности относятся:
1) стремление развитых государств использовать свои
преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе
информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2) усиление структурных дисбалансов в мировой
экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности,
увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных
ценных бумаг;
3) использование дискриминационных мер в отношении
ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к
иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
4) повышение конфликтного потенциала в зонах
экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и
финансовых рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на
энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий
и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";
7) деятельность создаваемых без участия Российской
Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования
торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может
нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
8) подверженность финансовой системы Российской
Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного
иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры
финансово-банковской системы;
9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического
развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического
роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
10) отсутствие российских несырьевых компаний среди
глобальных лидеров мировой экономики;
11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор
экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими
издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной
защитой права собственности;
12) слабая инновационная активность, отставание в
области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе
технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых
компетенций отечественных специалистов;
13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых
отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
14) ограниченность
масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой
конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой
вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;
15) низкие темпы экономического роста, обусловленные
внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным
финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической
инфраструктуры;
16) несбалансированность национальной бюджетной
системы;
17) недостаточно эффективное государственное
управление;
18) высокий уровень криминализации и коррупции в
экономической сфере;
19) сохранение значительной доли теневой экономики;
20) усиление дифференциации населения по уровню
доходов;
21) снижение качества и доступности образования,
медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого
потенциала;
22) усиление международной конкуренции за кадры высшей
квалификации;
23) недостаточность трудовых ресурсов;
24) неравномерность пространственного развития Российской
Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по
уровню и темпам социально-экономического развития;
25) установление избыточных требований в области
экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов
производства и потребления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий